info@seldons.ru   8 (495) 266-62-67

Время работы: по будням с 9:00 до 18:00  

Ответы экспертов госзаказа на вопросы клиентов АЭТП. Часть II

27.04.2016

Уважаемые коллеги, мы продолжаем публиковать ответы спикеров выставки «ГОСЗАКАЗ», лекторов Учебного центра и специалистов отдела консалтинга АЭТП на ваши вопросы о сфере закупок.
 
Напоминаем, что задать интересующий вопрос можно, написав на client@aetp.ru (тема письма – «Вопрос эксперту»).
 
 
– Прошу вас сообщить, в каком источнике можно узнать регламент работы по государственным контрактам, которые требуют открытия отдельных счетов в банке и имеют идентификатор заказа. Каким образом по этим контрактам производится расчет? Елена, г. Екатеринбург
 
– П. 10 №275-ФЗ: «Отдельный счет – счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, каждого контракта». Данный пункт введен Федеральным законом от 29.06.2015 №159-ФЗ.
 
– Мои дети ходят в детский садик. Он закупает на площадках сгущенное молоко. Есть несколько поставщиков: один предлагает литр качественного молока за 100 рублей, другой – непонятную химическую субстанцию со вкусом сгущенного молока за 30 рублей. Вопрос: чем будут травить моих детей, если на тендерах отдается предпочтение более низким ценовым предложениям?! Аноним, г. Казань
 
– В соответствии со ст. 24 №44-ФЗ и РП РФ 471-р от 21.03.2016, образовательная организация имеет право провести закупку продуктов питания практически любым способом, в том числе и сделать это напрямую у конкретного положительно зарекомендовавшего себя поставщика (при контракте до 400 тыс. руб), при этом потребовав молоко определенного производителя, обеспечивающего качество продукта.
 
При больших суммах контракта уже необходимо проводить (на выбор заказчика):
 
электронные аукционы, где единственный фактор победы – предложенная участником цена контракта. Соответствие заявленных участником характеристик товара требованиям ТЗ заказчика на момент рассмотрения заявок и на момент поставки товара зависит от корректности составленного заказчиком ТЗ.
конкурс с ограниченным участием, где, помимо цены, заказчик может оценивать и качество продукции, при этом в обязательном порядке требуя опыт выполнения подобного контракта ранее.
В случае сомнения в качестве продукции (вне зависимости от способа определения поставщика) заказчик имеет право привлечь независимую экспертизу. При подтверждении нарушений по качеству поставленной продукции он может расторгнуть контракт с удержанием внушительных штрафных санкций и включением участника в РНП.
 
Риски выбрать недобросовестного поставщика есть всегда, но их можно минимизировать, используя современные средства для проверки контрагентов, например, сервис Seldon.Basis.
 
В 2014 году цены на все товары резко увеличились. В результате контракты, которые заключались на 2014 год в 2013 году, принесли большие убытки и многие фирмы просто разорились. Государственные органы объяснили ситуацию как коммерческий риск. В каких случаях можно рассчитывать на поддержку государства? Где и как можно получить финансовое сопровождение с наименьшими затратами? Татьяна, г. Рязань
 
В течение 2015 года и на 2016 г в №44-ФЗ официально предусмотрены «антикризисные меры», направленные на поддержку участников закупок в период экономического кризиса и непредсказуемости роста курса валюты. Так, на 2016 год приняты спецпостановления Правительства РФ: № 182, №190, №191, №211 (от марта 2016), однако на практике реализация данных мер оставляет желать лучшего.
 
Один из вариантов минимизации риска убытка – вести переговоры с заказчиками и убеждать их заключать контракты на более короткие промежутки времени (подобная тенденция была зафиксирована в 2015 году). На уровне субъектов РФ порой создаются специальные организации, оказывающие адресную поддержку участникам (прежде всего, СМП), в том числе в части получения кредитов по льготной ставке или на льготных условиях.
 
Вопрос о конкретных показателях, необходимых для первых частей заявок. Пример: ремонт бани. Нужно указать химический состав цемента, химсостав воды, которой будет разводиться этот цемент, гвозди, имеющие коническую или плоскую форму шляпки. Не является ли это ловушкой для подрядчиков или завуалированной формой коррупции, допуская тем самым к участию в аукционе только нужные фирмы? После прочтения конкретных показателей в аукционной документации создается ощущение, что это составлено не очень далекими умами. Региональный общественный фонд «Свердловский союз многодетных семей», г. Екатеринбург
 
– Проблема избыточности тех или иных показателей, в частности, при осуществлении строительных и ремонтных работ, давно уже обсуждается на законодательном уровне. Большинство возражений в этой сфере может быть снято разработкой типовых контрактов на типовые виды работ. Заказчикам не нужно будет привлекать экспертов со стороны поставщиков к подготовке документации, они будут пользоваться шаблонами документации. (Постановление Правительства РФ от 2.07.2014 №606 «О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения»).
 
– При поставке товаров (обуви, одежды) при заполнении 1 части аукциона необходимо указывать производителя или наименование страны происхождения товара. Но бывает так, что при заполнении заявки думаешь поставить один товар, а пока состоялись торги и заключен контракт, этот товар уже продан, но у другого товара характеристика та же, а страна и производитель могут поменяться, при этом заказчик, соответственно, требует сертификаты и производителя, что были указаны ранее в 1 части. Вопрос: может, стоит внести поправки в закон, что если не нарушаются технические характеристики, то в процессе исполнения контракта можно поменять страну происхождения или производителя? Или вообще не требовать этого, ведь есть характеристики товара, которые нужны заказчику. Алексей, г. Ставрополь
 
– Ст. 95, ч. 7 №44-ФЗ позволяет поставщику по согласованию с заказчиком внести изменения в спецификацию поставляемого товара, если он имеет улучшенные характеристики. Цена при этом не может быть увеличена. Более подробная информация о применении указанной нормы закона содержится в Письме Министерства Экономического развития (МЭР) РФ от 09.12.2014 г. №Д28и-2705.
 
Относительно вопроса по указанию страны происхождения товара в заявке участника и заключаемом контракте: в случаях, предусмотренных ст.14 №44-ФЗ, страна влияет или на допуск заявки к участию, или на цену заключаемого контракта. Сейчас МЭР РФ внесло предложения в ГД РФ об изменении №44-ФЗ в части требования указания страны происхождения товара ТОЛЬКО для случаев, предусмотренных ст.14 №44-ФЗ (т.е. когда страна действительно на что-то влияет, в остальных случаях предполагается страну не указывать).
 
– Прошу вас прокомментировать принятие четвертой заявки в открытом конкурсе №0826300021015001388 вопреки конкурсной документации, в которой указана следующая информация о процедуре закупки.
Дата и время окончания подачи заявок – 29.12.2015 до 11:00, дата и время вскрытия конвертов с заявками – 29.12.2015 в 11:00, участником открытого конкурса заявка может быть подана только до даты и времени вскрытия конвертов на участие в открытом конкурсе. По состоянию на 29.12.2015 к 11:00 поступило три заявки на участие в открытом конкурсе. Заявка №4 была принята 29.12.2015 в 11:02, что подтверждено журналом подачи заявок и Приложением №1 к Протоколу вскрытия конвертов с заявками. Насколько это было правомерно? Алексей, г. Старый Оскол
 
– В данном случае приходится говорить про некую коллизию закона и, возможно, излишний формализм. №44-ФЗ гласит, что непосредственно перед вскрытием конкурсных заявок заказчик должен задать вопрос присутствующим на заседании вскрытия конвертов участникам о намерении подать заявку, и если таковые найдутся, то заявку заказчик обязан принять, зарегистрировать, а затем уже вскрывать конверты.
 
Исходя из приведенной информации из протокола, основания для подачи жалобы в ФАС на действия конкурсной комиссии у вас были. Однако если заказчик предоставит в ФАС аудиозапись вскрытия конвертов (которую он обязан вести и затем хранить), где будет слышно, как заказчик говорит, что в 11 утра собралась комиссия по рассмотрению заявок, потом задавался вопрос о подаче заявок присутствующими на заседании участниками, далее о наличии такого желающего, о приеме от него заявки, а уже потом вскрывались конверты, то нарушением закона действия комиссии не будут признаны.
 
– На сегодняшний день №44-ФЗ позволяет в целях обеспечения заявки на участие в конкурсе перечислять денежные средства на счет заказчика. Однако закон не возбраняет заказчику в любой момент отменить рассмотрение заявок и вообще отменить конкурс. Получается, что весь срок закупки заказчик пользуется деньгами участников как беспроцентным займом. В свете приказа Президента содействовать в развитии малому бизнесу мне не понятен данный пункт требований. Прошу пояснить. Елена, г. Москва
 
– Заказчик не имеет права пользоваться обеспечением заявки поставщика для получения прибыли. Данные денежные средства перечисляются на счет, открытый в Федеральном казначействе, где все транзакции необходимо санкционировать. При этом у участника есть право в качестве обеспечения заявки в конкурсе предоставить банковскую гарантию. Отдельно следует отметить, что заказчик имеет право отменить конкурс не менее чем за 5 дней до даты окончания подачи заявок.
 
– Можно ли обязать ЭТП выкладывать форму 2 победителя конкурса? Большинство торговых процедур заканчиваются значительным снижением начальной цены контракта. Можно ли обязать заказчика предоставлять отчёт о качестве выполнения таких контрактов? Андрей, г. Зеленоград
 
– Обязать сейчас площадку выкладывать подобную информацию в публичный доступ нельзя, т.к. это не предусмотрено законом. При этом, в открытом доступе ведется реестр контрактов – в ЕИС заказчик в течение 3 рабочих дней с момента соответствующего события обязан выкладывать информацию и копию заключенного контракта, а также подписанные акты о приемке. Кроме того, законодательно предусмотрена обязанность заказчика в некоторых случаях привлекать экспертов для оценки товаров/ работ/ услуг, полученных/ поставленных при исполнении контракта (п. 1 ч. 4 ст.94).
 
– Планируется ли корректировка Приложения Приказа Минэкономразвития от 25.03.2014 г. №155? В настоящее время ряд заказчиков злоупотребляет положениями данного документа, устанавливая преференции в закупках, в которых в принципе не может быть поставлен товар российского происхождения, например, полиграфическое оборудование и комплектующие к нему. При этом, недобросовестные участники декларируют в заявках российское происхождение товара, ставя добросовестных участников в заведомо невыгодное положение. Аналогичная ситуация складывается и в закупках, где заказчиками применяется Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 г. №1224. Константин, г. Чебоксары
 
– Обсуждается корректировка Приказа №155 в сторону расширения перечня товаров/ работ/ услуг, на которые будет распространяться 15%-ное уменьшение цены. В приведенном примере с полиграфическим оборудованием можно порекомендовать обратиться к заказчику с запросом разъяснений. Вполне вероятно, что он может не обладать полной информацией по ситуации на рынке полиграфического оборудования.
 
– Прошу разъяснить применение преференций к отечественному производителю в следующем случае: заказчик желает приобрести некий товар, 1 наименование, в количестве 10 тыс. штук. Под описание подходит и отечественный, и иностранный аналоги, но отечественный аналог ощутимо дороже. Могу ли я подать заявку на 90% импортного, 10% отечественного товара в ШТУКАХ, продекларировать, что В РУБЛЯХ у меня более 50% отечественного товара, и претендовать на преференции? В случае выигрыша в спецификации к контракту и накладных прописываем отечественный товар очень дорого, а импортный буквально по три копейки, чтобы более 50% стоимости приходились на отечественный товар. Правомерно ли это и какие возможные санкции могут быть от контролирующих органов (каких)? Ольга Устинова, г. Челябинск
 
– Если закупается товар, состоящий их нескольких частей (например, компьютер, состоящий из монитора, клавиатуры, мыши, системного блока), то при снижении цены в результате торгов, цена пропорционально снижается на каждый из составных элементов товара, а не на какую-то часть – на 50%, на какую-то – на 20%, на какую-то – на 30%.

Seldon Basis



Партнеры Селдон

Сертификаты партнерства ООО «ЭБС» с ООО «Селдон ПРО»

Партнеры Селдон

Партнеры Селдон